Тема урока: Азотная кислота, ее свойства, получение и применение.
Цель: изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты. Создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать развитию умственных способностей и воспитанию моральных качеств личности.
Задачи: сформировать умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий. Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах, о способах получения азотной кислоты и ее применения;
- Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;
- Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Учебно – методический комплекс под редакцией Г. Е.Рудзитиса и Ф Г. Фельдмана, примерная программа основного общего образования по химии. На уроке реализуется личностно ориентированный подход в обучении и элементы ИКТ на всех этапах урока.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, презентации, видеоролики, видеоопыты, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица « ряд активности металлов», таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», раздаточый материал по теме «взаимодествие азотной кислоты с металлами», раздаточый материал по теме «взаимодествие азотной кислоты с неметаллами», интерактивная доска, раздаточный материал для работы в парах.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап
- Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько секунд, мы узнаем, что это за соединение.
II. Актуализация знаний, умений, навыков.
– Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показать в колбе раствор азотной кислоты), которая появилась в поглотительной башне.
- Характеристика азотной кислоты
Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты
по предложенному плану (работа с текстом учебника).
- Химическая формула: HNO3
2. По основности (по количеству атомов водорода): одноосновная
3. По содержанию кислорода: кислородсодержащая
4. По растворимости в воде: растворимая
5. По стабильности: нестабильная
6. По летучести: летучая
7. По степени диссоциации: сильная
Азо́тная кислота́ (HNO3), — сильная одноосновная кислота. Твёрдая азотная кислота образует две кристаллические модификации с моноклинной и ромбической решётками
Давайте обсудим полученные результаты. (на слайде)
- Физические свойства HNO3
Чтобы иметь более полное представление об азотной кислоте, мы изучим физические свойства HNO3.
Физические свойства азотной кислоты
Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи
Агрегатное состояние - жидкость;
- Цвет - отсутствует;
- Запах - едкий, кислотный;
- Растворимость в воде - хорошая;
- "Дымит" на воздухе;
- "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок: 4HNO3=4NO2
+ O2
+ 2H2O
.
Прослушайте отрывок из сказки, которую написала ваша одноклассница, и сделайте записи ответов в тетрадях по плану:
* агрегатное состояние:
* цвет:
* плотность:
* температура кипения:
* особенные свойства.
Будьте внимательны!
“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная, бесцветная жидкость с плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3 малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам? (Сказку читает Иващенко Виктория)
Учащиеся фиксируют услышанное в листах ответов по плану.
Проверяем ответы по слайду. Если все верно, в листе ответа 1 балл.
агрегатное состояние: горячая, сильная, жидкость
цвет: бесцветная
плотность: плотностью 1,5г/см3
температура кипения: 860 С
особенные свойства: малоустойчива, 56% - концентрированная, растворяется в воде.
- Химические свойства
Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты:
1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).
2) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот ионов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).
Возникает вопрос: характерны ли азотной кислоте общие свойства?
а) Общие свойства
1. Диссоциация
HNO3 = H+ + NO3-
2. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами
2HNO3 + BaO = Ba(NO3)3 + H2O
3. Взаимодействие с основаниями
HNO3 + NaOH = NaNO3+ H2O
4. Взаимодействие с солями
2HNO3 + K2CO3= 2KNO3 + H2O + CO2
б) Специфические свойства
1. Взаимодействие с металлами:
Главное правило: Чем активнее металл и чем разбавленнее азотная кислота, тем глубже идёт восстановление азотной кислоты (крайний вариант - восстановление до аммиака NH3, точнее до NH4NO3 ; здесь процесс восстановления N{+5} + 8e ----> N{-3} ). Возможны промежуточные варианты восстановления до NO2, NO, N2O, N2
Общая схема процесса:
При взаимодействии с металлами образуются нитрат, вода и третий продукт по схеме:
HNO3(р.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+NH3(NH4NO3)
HNO3(р.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO
HNO3(к.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+N2O(N2)
HNO3(к.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO2
2. Разложение на свету или при нагревании
4HNO3 = 4NO2+ O2 + 2H2O
Деление на группы: по цветам – красный, зеленый, синий, желтый.
Работа в группах
- группа – взаимодействие металлов с азотной кислотой
- группа – взаимодействие оксида металлов с азотной кислотой
- группа - взаимодействие гидроксидов металлов с азотной кислотой
- группа - специфические свойства азотной кислоты (реакция концентрированной азотной кислоты с медью).
в) Окислительные свойства азотной кислоты
Вы наверно заметили, что при выполнении химического эксперимента вы не провели реакцию взаимодействия азотной кислоты с металлами. Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты.
в вытяжном шкафу взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медными опилками
взаимодействие соляной кислоты с цинком (учащийся)
У учащихся возникает противоречие: вместо водорода, как при взаимодействии металлов с кислотами, выделяется бурый газ!
У учащихся должен возникнуть вопрос: почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?
-Вспомните, как кислоты реагируют с металлами? Какое вещество образуется? (Ряд активности)
Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами . Железо и алюминий при действии HNO3(конц) покрываются прочной оксидной пленкой, предохраняющей металл от дальнейшего окисления. Поэтому ее можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах. Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд 28-29):
Взаимодействует с металлами:
K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy
5) Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2
д) Концентрированная HNO3 на Au, Pt не действует
- Смесь азотной и соляной кислот 1 : 3 называют «царской водкой», потому что в ней растворяется царь металлов – золото.
2. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
Действие азотной кислоты на органические вещества
- Белки при взаимодействии с концентрированной азотной кислотой разрушаются и приобретают жёлтую окраску.
- Под действием азотной кислоты воспламеняются бумага, масло, древесина, уголь. (слайд)
- Хранят ее в склянках темного стекла. Концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на коже может оставить болезненные язвы, а на одежде дыры.
- Получение азотной кислоты.
- Производство азотной кислоты в промышленности
- Современный способ её производства основан на каталитическом окислении синтетического аммиака на платинородиевых катализаторах (процесс Оствальда) до смеси оксидов азота (нитрозных газов), с дальнейшим поглощением их водой
4NH3 + 5O2 (Pt) → 4NO + 6H2O
2NO + O2 → 2NO2
4NO2 + O2 + 2H2O → 4HNO3.
В промышленности кислоту в основном получают аммиачным способом. В России история получения азотной кислоты связана с именем химика - технолога И.И Андреева (1880- 1919).Он в 1915г. создал первую установку по производству кислоты из аммиака и реализовал разработанный способ в заводском масштабе в 1917г. Первый завод был построен в Донецке.
Мы можем этот процесс записать в виде схемы:
NH3 — NO — NO2 — HNO3
- 4 NH3 + 5O2 = 4 NO + 6H2O
- 2 NO + O2 = 2 NO2
- 4 NO2 + O2 + 2 H2O = 4 HNO
- В лаборатории :
- NaNO3(ТВ.)+H2SO4(КОНЦ)=NaHSO4 + HNO3↑
- 2NaNO3 + H2SO4 = Na2SO4 + 2HNO3
- Применение азотной кислот
Найти в учебнике области применения азотной кислоты
Обсуждается (слайд)
Области применения азотной кислоты:
- Производство азотных удобрений;
- Производство взрывчатых веществ;
- Производство красящих веществ;
- Лекарственные препараты;
- Синтез различных химических веществ;
- Полимерные материалы (пластмассы).
- Рефлексивно-оценочный этап
Что я теперь знаю об азотной кислоте?
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление
1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:
- Твердое агрегатное состояние;
- Хорошая растворимость в воде;
- Отсутствие запаха;
- Желтый цвет;
- Разлагается на свету с выделением азота;
- "Дымит" на воздухе.
2. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
Подведение итогов.
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?
Б) Где применяется азотная кислота?
Домашнее задание с комментариями.
Выучить параграф 27
- Проанализировать записи в тетради;
- Выполнить задания № 3 - 9 стр. 109 (тетрадь с печатной основой).
РЕФЛЕКСИЯ:
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют
вашу работу сегодня на уроке.
- Шевелить мозгами
- Краем уха
- Хлопать ушами
Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы. Желаю творческих успехов